Негативные оценки

 

 

 

 

 

 

Последнее время я стараюсь не читать комментарии к статьям в Интернете, сложилось свое мнение и этого достаточно. А если читаю, то до третьего комментария.

А все потому, что комментарии к статьям часто бывают очень критичны. Сначала идут отзывы со словами – “не достаточно”, “автор ничего нового не открыл”, “все банально, знали и до вас” и т.д., а затем, критикующая аудитория начинает биться друг с другом. Причем критики начинают мочить друг друга буквально с третьего – четвертого отзыва…о теме статьи сразу забывают и ругают друг друга и ругают! Странная закономерность…

Конечно, гораздо проще критиковать то, что создают остальные, чем что-то создавать самому. Критичность проявляется не только в статьях, но и просто в жизни. “Этот интернет-писатель — кретин”, “Вы пишете тут полную глупость”, “Кино глупое”, “Дети у вас  плохо воспитаны”, “Она не слишком-то хороша”, “Этот богач недостойный человек”, “Она слишком жирная”, “Этот ресторан — отстой”, “Я ненавижу его, потому что он…”

Ох , и я тоже не идеальная, мне кажется лет десять назад я была просто чертовски категорична, может и сейчас иногда бываю.. Да, покритиковать люблю, может не всегда внешне это проявляется, но внутренне – то точно критикую.. других  да и себя в том числе.

Но так получается, что часто сильный внутренний критик не помогает развитию, а скорее мешает, слишком жестко обламывает все внутренние порывы. Я предпринимала усилия чтобы уменьшить роль своего внутреннего критика, чтобы не мешал он, а помогал и предпринимала усилия – снизить критичность к себе и людям.

Если эта тема интересна для вас, то могу предложить гештальт – подход к этой теме.

Хотите немного просветления и очищения вашего внутреннего мира от негативных оценок и суждений?

“Большая часть яда в человеческой жизни происходит из негативных оценок или, по крайней мере, включает их.” – пишет Джон Энрайт в своей книге “Гештальт ведущий к просветлению”.

Привожу дальше упражнение по работе с негативной оценкой из книги  Энрайта.

Упражнение:

Упражнение может проделываться в одиночку, вдвоем или в группе. Упражнение начинается с выбора объекта в комнате, или ее особенности, или какой-либо характеристики или аспекта другого человека, которые вызывают сильную негативную оценку.

Второй шаг состоит в оценке по шкале от минус единицы до минус десяти, насколько сильно негативное чувство.

–1 соответствует легкой неприязни,

при –10 человек едва может удержаться от того, чтобы растереть раздражающий объект в порошок.

Затем человек должен описать настолько точно и объективно, насколько возможно, какие именно особые черты или особенности поведения являются фокусом негативных чувств.

В этом пункте есть три линии продолжения. Обычно одна из них является основным источником энергетической подпитки оценки, хотя в той или иной мере часто участвуют все три.

А. Проекция

Первая линия – проекция. Не нравящееся качество объекта оказывается качеством, которое воспринимающий чувствует в себе, но не хочет признавать за свое собственное,

Следующая запись иллюстрирует это:

Стив: Мне не нравится растение, которое вон там висит.

Энрайт: Что именно тебе в нем не нравится, и чем оно плохо?

Стив: Мне не нравятся его верхние листы. Они как пластиковые, они выглядят больными. Как будто о нем нужно заботиться, что-то для него делать. Около –5, я думаю.

Энрайт: Хорошо, теперь повтори все это еще раз, только вместо “оно” говори “я”.

Стив: Мне не нравятся мои верхние листы. Они как пластиковые, я выгляжу больным, как будто обо мне нужно заботиться, что-то для меня делать…..!??

Несколько возбужденный Стив обнаруживает чувство не то чтобы “болезненности”, но что-то вроде того, что он нуждается в какой-то заботе и внимании в своей жизни. Ему все еще не нравится растение, но уровень негативной оценки падает где то между –1 и –2.

Женщина находит картину неприятной, потому что картина “бросается в глаза и доминирует”. Когда она признает в себе тенденции навязываться и доминировать, негативная оценка картины падает почти до нуля.

В записи эти реакции кажутся удовлетворяющими и интеллектуальными. На практике такое понимание сопровождается множеством эмоций, обычно неприятных. Одна женщина, прежде чем она перенесла характеристику “мещанской” с безответной лампы на саму себя, прошла через состояние сильной тошноты и отвращения, когда она сосредоточилась точно на не нравящемся качестве.

Б. Внутренние незавершенные дела

Не нравящееся качество – не мое, а нечто, по отношению к чему у меня есть незаконченное дело. Не моя собственная “навязчивость”, а моя незаконченная, незавершенная реакция в какой-то момент моей жизни на чью-то навязчивость является источником. Так одна женщина избрала в качестве объекта неудовольствия шрам на лице партнера. Переживая собственную внутреннюю реакцию, когда она сосредоточилась на шраме, она внезапно вспомнила случай из детства, связанный с детским велосипедом, полный страха, крови и боли. Пережив полностью эту ситуацию, пережив до сих пор запертые чувственные реакции на это событие, она обратилась к партнеру и обнаружила, что шрам перестал вызывать в ней какие-либо негативные чувства.

Вот более полная запись похожей ситуации:

А.: Мне не нравятся его усы. Около –6, я полагаю.

Энрайт: Что именно вам не нравится в них? Что конкретно является стимулом?

А.: Я не знаю. Все в целом. Они какие-то неопрятные как будто.

Энрайт: То есть они действительно неопрятные?

А.: Нет, не на самом деле.

Энрайт: Какая часть усов находится в центре негативного чувства?

А.: Там, где они закругляются над губой.

Энрайт: Хорошо, сосредоточьтесь точно в этой области, сосредоточьте свой ум на качестве “закруглении-над-губой”, которое вас беспокоит. Обращайте при этом самое пристальное внимание на то, где и что в вас происходит – телесные ощущения, воспоминания, – что бы ни | возникло. Отдайтесь этому на некоторое время, а потом скажите, что/ пришло вам в голову.

А.: Это непонятно, но я чувствую, будто я отшатываюсь от него. Я боюсь.

Через пару минут А. вспомнила фильм, который она видела в 8 лет, где Фу Манчу страшно испугал ее, но она боялась признаться в этом. Когда она успокоилась после вновь пережитого гнева, то сказала: “Мне все еще не нравятся усы. Что-то около –1 или —2. Мне не нравится, что они разрушают чистые линии его лица. Но сейчас это кажется не так плохо, как вначале.

Энрайт: Может быть можно очистить это в вас до конца, но пока вы сделали достаточно.

Один из наиболее драматических примеров незаконченного дела как источника негативной оценки дала женщина, которой очень не нравился во время занятий по консультированию черный дым, валивший из трубы, которая была видна из окна. Она распространялась про загрязнение, экологическое равновесие и т.п. Все это было верно, но энергия ее речи казалась совершенно непропорциональной содержанию. Качество, на котором она фокусировалась в упражнении, было “загрязнением” (“поллюция”).

Я попросил ее внешне фокусироваться на этом, внутренне же просмотреть воображаемые реакции тела. К некоторому моему удивлению она вскоре сказала, что чувствует боль и напряжение в области влагалища. Продолжая фокусироваться на этом, а также на загрязнении, она неожиданно вспомнила свой первый половой акт с первым мужем – как беспомощно запачканной она чувствовала себя в этот момент, не в состоянии протестовать, поскольку они были женаты, и в то же время чувствуя, что происходит что-то глубоко неправильное. Это было очень интенсивное чувство. Когда оно улеглось и было сказано все, что может и должно быть сказано по поводу этого события и его проработки, она вновь посмотрела на дым, сам по себе. Внешняя, несоответствующая энергия, добавлявшаяся из другого источника, который не сознавался, теперь исчезла.

Люди часто протестуют в этом пункте, утверждая, что дополнительный источник энергии может быть полезным, если действуют против такого зла, как загрязнение среды, Гитлер и т.п.

Я думаю, что энергия личных незаконченных дел не полезна в выполнении социально желательных действий. Она может лишь исказить действия и извратить цели.

В. Внешние незавершенные дела

Этот путь проработки негативности также касается незаконченных дел, но иного рода. Они могут быть названы внешними в противоположность внутренним, о которых только что шла речь. Неприятный стимул напоминает вам о каком-то действии, которое вы должны были или хотели предпринять, но не выполнили или не выполняете. В этом случае раздражение скорее относится к вам самим по поводу не делания этого, но кажется, что легче направить его на посторонний объект “.(конец цитаты из книги Энрайта “Гештальт ведущий к просветлению”)

Попробуйте проделать это упражнение, возможно, вам будет сначала нелегко, но затем, когда вы узнаете новое о себе и переварите этот опыт, станет значительно легче!

А после такого очищения, кто-нибудь точно скажет вам – “Что-то ты сегодня так хорошо выглядишь, ну прямо вся светишься?”

 

Сентябрь 2013.

| 2
Поделиться:  

Ваши вопросы:

  1. Богатство состоит не в обладании сокровищами, но в том употреблении, которое умеют им дать.

    —–
    [url=http://graf.gallerix.ru/]Куда можно выложить свои рисунки[/url]

    • Вроде бы да, я согласна с этим утверждением, но как это относится к теме данной статьи можете чуть по-подробнее тему раскрыть?

Ответить на Марина Слепцова Отменить

Ваша почта не будет опубликована на сайте